Антикор: «Внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей»
На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности Министерства туризма и спорта, на региональном уровне - в областных управлениях спорта и физической культуры.
С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 триллиона тенге. На следующие 3 года запланировано выделение еще 1,3 триллиона тенге.
«Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar)», – говорится в сообщении Антикора.
Как показал анализ агентства, текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:
1. Явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта (бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 миллиардов тенге), чем на массовый спорт (35 миллиардов тенге). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков.
«За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину».
2. Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами.
«Выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование».
3. Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Казына».
«Выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-звездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения».
За 6 лет на финансирование 4 профклубов направлено 138 миллиардов тенге спонсорских средств АО «Самрук-Казына» (ФК «Астана» – 50,1 миллиарда, ХК «Барыс» – 48,8 миллиарда, велокоманда Astana Qazaqstan Team – 31,5 миллиарда, БК «Астана» – 8 миллиардов).
4. Неэффективное управление спортивными сооружениями. За последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций.
«В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 миллиарда тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений)».
5. Мнимая реализация государственно-частного партнерства. Под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта.
«С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 миллиарда тенге, из них выплачено 62 миллиарда тенге бюджетных инвестиций».
6. Отсутствие цифровизации спортивных процессов. Например, разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению национальной цифровой платформы Е-sport не велась.
«Так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров».
В результате внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, неотремонтированные залы ДЮСШ и так далее).
«Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются размытые ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.
По итогам анализа Антикор предложил Министерству туризма и спорта комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.
В числе предлагаемых рекомендаций:
- установление приоритетов развития спорта;
- ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов;
- обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в том числе UEFA и FIFA;
- централизация финансирования спорта;
- ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте;
- исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований);
- ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию;
- создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.
Исполнение рекомендаций находится на контроле агентства.
№ | Команда | И | М | О |
---|---|---|---|---|
1 | Қайрат | 24 | 39-21 | 47 |
2 | Астана | 24 | 39-19 | 46 |
3 | Ақтөбе | 24 | 39-26 | 43 |
4 | Ордабасы | 24 | 36-24 | 42 |
5 | Тобыл | 24 | 33-23 | 39 |
6 | Елімай | 24 | 35-32 | 37 |
7 | Атырау | 24 | 28-20 | 35 |
8 | Қайсар | 24 | 28-29 | 34 |
9 | Қызылжар | 24 | 29-26 | 29 |
10 | Жеңіс | 24 | 18-32 | 24 |
11 | Жетісу | 24 | 17-33 | 23 |
12 | Тұран | 24 | 16-39 | 20 |
13 | Шахтер | 24 | 12-45 | 10 |